Управление бизнес-процессами: методы и инструменты

Абдрахманов Д. Абдрахманов, О. Белоусова И. Вязова Н. Вязова, О. Материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Масленникова О. Масленникова, О.

Принципы разработки функциональной модели образовательного портала вуза

В статье я попытаюсь рассказать о подводных камнях, которые могут встретится на этапах выбора системы, а так же внедрения и использования. На хабре есть не одна сотня статей о , но в разрезе внедрения системы в вузе я не нашел ни одной. Информация, приведенная в статье, опирается на личный опыт автора по внедрению -системы в государственном учреждении высшего профессионального образования.

Написание собственной — задача не из простых, решить которую могут порой лишь технические вузы, кующие кадры и для самого себя тоже, однако, при принятии решения о написании своего продукта, руководство в дальнейшем сталкивается с такой тривиальной ситуацией, как текучка кадров, в результате чего новый программист, порой, не может разобраться в коде предыдущего и начинает переписывать какие-то части с нуля, что тянет за собой клубок проблем. Особенно если этот продукт уже апробирован в других ОУ.

Под мутной водой я понимаю бесконечно меняющиеся учебные планы порой даже несколько раз в течение учебного года , игры с заселением в общежития, жонглирование бюджетными и платными местами, надуманность научных достижений сотрудников, утаивание механизмов восстановления ну и так далее, не мне вас учить.

Одной из основ бизнеса является организация бизнес-процессов, формализация и Новые образовательные технологии в вузе – Известно.

Академия ОС Руководители многих организаций демонстрируют сегодня высокий уровень компетенции в процессных вопросах, но, как правило, этот уровень ограничен лишь теорией. В этой связи могут быть полезны несколько практических советов на примере создания и совершенствования системы управления вузами. Многообещающие статьи про , выходящие сегодня в изобилии, создают ощущение простоты и доступности управления бизнес-процессами, однако в реальности руководителям предприятий достаточно редко предоставляется возможность оценить здесь собственные силы.

Это приводит к тому, что -инициативы проваливаются, не достигнув цели. Значит ли это, что обычным организациям не по зубам? Как начать управлять процессами в вузе Сегодня большинство образовательных учреждений страны переживают кризис управления — существующая система управления не отвечает новым условиям хозяйствования. Действительно, традиции управления вузами уходят корнями в советский период, для которого характерно отсутствие рынка и конкуренции образовательных услуг, стабильного финансирования со стороны государства и превышения спроса над предложением.

Сегодня ситуация изменилась — появилось много вузов, действующих на коммерческой основе, коммерческая составляющая появилась и в деятельности большинства государственных вузов. Интеграция в мировое образовательное пространство также накладывает свои требования к системе управления вузами, которая до сих пор существенно и не менялась, однако коммерческая деятельность плохо накладывается на традиционную структуру. В результате возникают неявные или плохо регламентированные обязанности, которые зачастую возлагаются на людей, не имеющих соответствующей квалификации.

Преподаватели и научные работники вынуждены порой решать административно-хозяйственные вопросы в ущерб образовательной и исследовательской деятельности.

Найти в словарях В современных условиях отношения вуза с окружающей средой характеризуются углубляющейся асимметрией между запросами последней и способностью вуза удовлетворять их, т. В связи с этим сегодня идет становление новой модели вузов, что является для них как минимум условием повышения качества оказываемых услуг и эффективности деятельности, а в конечном итоге - залогом сохранения статуса компетентного социального института. В современных условиях отношения вуза с окружающей средой характеризуются углубляющейся асимметрией между запросами последней и способностью вуза удовлетворять их, т.

ной системы управления бизнес-процессами, определена эффектив- ния бизнес-процессами на промышленном предприятии и в вузе.

Управление бизнес-процессами: Корректнее было бы сказать - появляются технические инструменты, расширяющие границы применимости методов, открытых десятилетия назад, но имевших узкое применение из-за сложности их информационно-технологического сопровождения. Управление процессами впервые было упомянуто Анри Файолем в книге"Общее и промышленное управление", изданной в году. В ней были систематизированы решения, позволившие превратить горно-металлургическую компанию в лидера отрасли, находившуюся, на момент его прихода в компанию, на грани банкротства.

Были в тот период и исследователи, узко специализировавшиеся на операционном менеджменте, статистическом подходе и других аспектах управления. Во второй половине ХХ века стал актуален уклон в агрессивный маркетинг. Фундаментальные научные труды дробились на несамодостаточные фрагменты, оборачивались в маркетинговую упаковку, объявлялись новейшими достижениями научной мысли и продавались, как коммерческий продукт. В итоге профессиональный уровень менеджмента стал ограничиваться знанием своей предметной области и личным опытом.

Путь к использованию научно-экономических разработок был заблокирован информационным шумом. Для упрощения продажи продуктов, тем же шумом менеджмент был дезориентирован в выборе решений, предлагаемых консалтинговыми компаниями. После изучения множества книг, статей, разной степени информационной зашумленности, и наработки практики, была сформирована универсальная структура системы управления процессами.

Оптимизация бизнес-процессов вуза в условиях внедрения автоматизированной системы управления

Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, Проблемы автоматизации бизнес-процессов вуза, посредством разработки интегрированной информационной системы управления. . Предлагается комплекс рекомендаций по разработки ИИС. Ключевые слова Управление вузом, интегрированная информационная система вуза, эффективность управления вузом. Реализация задачи повышения эффективности управления вузом может быть обеспечена автоматизацией учебного процесса и документооборота, позволяющей организовать грамотный менеджмент на всех уровнях организационной структуры вуза.

Для решения поставленных задач требуется создание автоматизированной системы управления вузом.

Обычно используется четыре перспективы: финансы, потенциал вуза, клиентская и внутренние бизнес-процессы, но может быть использовано и.

Финансовый университет Сахарова Наталья Валерьевна: Финансовый университет Вестник Финансового университета , , 5 95 , : Для выживания в жесткой конкурентной борьбе университеты обязаны сокращать расходы, повышая при этом качество образования. Наиболее значимый экономический эффект может быть получен только вследствие совершенствования бизнес-процессов вуза одновременно как по вертикали, так и по горизонтали.

Министерство образования и науки Российской Федерации, рассчитав вектор стратегического развития системы высшего образования в целом, поставило перед государственными вузами задачу сокращения численности административно-хозяйственного и вспомогательного персонала. Однако такое возможно только на основе повышения производительности его труда и изменения организационной структуры вузов.

Наиболее перспективным направлением является создание учебно-научных департаментов, которые способны, интегрируя кадровый потенциал ряда кафедр, добиться синергетического организационно-управленческого эффекта. По этому пути идут ведущие российские университеты, в том числе и Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. В статье представлена методика составления Матрицы основных трудовых процессов и функций учебно-вспомогательного персонала в рамках основных бизнес-процессов кафедры, доказано возрастание организационно-технической составляющей в трудовой функции учебно-вспомогательного персонала кафедры, что логично обусловливает переход многих сотрудников учебно-вспомогательного персонала в новый должностной статус менеджера, приведен пример одного из разработанных Регламентов по выполнению трудовых операций.

Основные положения статьи обладают эвристическим потенциалом для совершенствования бизнес-модели инновационного вуза, повышения качества стратегического кадрового прогнозирования.

Ваш -адрес н.

Данная методика содержит четырнадцать этапов с указанием входов и выходов на каждом этапе. В статье приводится ранжирование бизнес-процессов и функций в них при помощи метода парных сравнений. ."""" . Селиверстова П.

На основе проведенной классификации бизнес-процессов университета и .. вовлекать в изменения все структурные единицы ВУЗа за счет.

Управление финансами в образовательных учреждениях в данное время является полноформатным процессом управления финансовыми потоками. Практика финансовой деятельности вузов такова, что значительная часть бюджета формируется за счет доходов от внебюджетной деятельности — оказания платных образовательных и других услуг. Для многих вузов доля собственных доходов превышает государственное финансирование, а это весьма значительные суммы, распоряжение которыми требует профессионализма.

Анализ степени реализации в Инновационном Евразийском университете блоков финансового управления и входящих в него функций представлен в таблице 1. Вместе с тем недостаточная постановка финансовой функции влечет за собой весьма существенные потерикаквдоходной, такиврасходнойчастяхвузовскогобюджета. Вотнекоторыйпереченьсуществующих проблем [2, с.

Расхождение реального и желаемого в вузовском финансовом управлении является весьма значительным, однако актуальность постановки финансовой функции в учебных заведениях чрезвычайно важна, особенно в условиях внедрения инновационной деятельности в вузе. Разнообразие перечисленных функций свидетельствуют о необходимости решения задачи управления бюджетом вуза на качественно новом уровне, разработки современной концепции информационной поддержки на основе сетевых компьютерных технологий, собственно компьютерных сетей и современных инструментальных программных средств [3].

Необходимость оперативного реагирования на потребность прогноз рынка труда и на конъюнктуру рынка в сфере образовательных услуг, на быстро меняющуюся экономическую ситуацию требует перестройки микроэкономики вуза, постановки управленческого учета, оптимизации процессов управления. Практика других отраслей, положительный опыт информатизации отдельных подсистем, накопленный в системе образования, а также потенциальные возможности, заложенные в новых информационных технологиях, показывают, что последние с успехом могут быть использованы для повышения эффективности управления бюджетом вуза.

Информационные технологии в университетах уже сегодня являются мощным инструментом повышения эффективности обучения и научных исследований, служат существенным фактором, определяющим их конкурентоспособность. Во многих вузах ведутся работы по формированию единого информационного пространства для осуществления и поддержки учебной, научной и управленческой деятельности высшего учебного заведения на базе современных информационных технологий [4].

Совершенствование внутривузовских организационно-экономических отношений: постановка проблемы

Одна из основных проблем управления высшим учебным заведением в России в настоящее время заключается в том, что из научно-образовательной структуры оно должно превратиться в коммерческо-финансово-научно-образовательную систему. Это влечет за собой глобальные изменения не только в системе управления, но и в самой организационной структуре вуза. Перестройка организационной структуры вуза повлечет за собой выделение финансовой подсистемы, отвечающей за внедрение и реализацию стратегического планирования.

Совершенствование процессов развития многоканального финансирования, развитие материально-технической базы для повышения уровня и качества учебного процесса приведет к установлению соответствия с мировыми стандартами. Таким образом, вуз, структура которого будет подвержена процессам реинжиниринга, будет обладать не только интеллектуальным, но и коммерческим и финансовым капиталом.

Системы описания бизнес-процессов (такие как ERwin Process Modeler, задачи и цели вуза;; руководители образовательных заведений будут четко .

Исходя из этого, совершенствование внутривузовских организационно-экономических отношений с целью повышения качества и эффективности деятельности вуза предполагает переход к такой модели вуза, в рамках которой возможно было бы, с одной стороны, обеспечение гибкости как ключевой характеристики его деятельности, а с другой стороны, полноценное адекватное интересам включение каждого субъекта во все элементы внутривузовских организационно-экономических отношений.

Такая модель должна базироваться на совокупности следующих основных принципов: Первые три принципа достаточно подробно рассматриваются в научных работах; нашли они отражение и в нормативных документах. Поэтому кратко поясним последние два принципа и рассмотрим, в чем выразится изменение внутривузовских организационно-экономических отношений в условиях модели вуза, базирующейся на перечисленных выше принципах, и как это отразится на конечных результатах его деятельности.

Организация и управление подготовкой по специальности как организация и управление бизнес-процессом означает переход от функциональной ориентации управления вузом к процессной ориентации. Причинами такого перехода являются, с одной стороны, неэффективность функционально ориентированной организации в условиях современного рынка, а с другой стороны, изменившиеся возможности способов и методов поддержки принятия решений, т.

Каждый образовательный бизнес-процесс в качестве входа имеет абитуриентов, в качестве выхода — специалистов, а содержанием его является определенным образом организованное обучение и воспитание студентов. При таком подходе объектами внутривузовских организационно-экономических отношений являются разработка, осуществление, управление, институциональное обеспечение образовательного бизнес-процесса; а субъектами — вуз, трудовые коллективы подразделений, преподаватели, студенты, предприятия-заказчики.

Выделение образовательных бизнес-процессов, их анализ и совершенствование представляют значительный резерв для повышения эффективности деятельности вуза. Среди основных преимуществ — простота проведения оптимизации как самих процессов, с точки зрения их организации, синхронизации, взаимосогласованности, так и ресурсов, потребляемых процессами, особенно это касается кадровых ресурсов.

Управление бизнес-процессами в организации: профиль бакалавриата в вузах России

Следовательно, для сохранения устойчивых рыночных позиций и конкурентных преимуществ в сложных и неопределенных условиях вузам необходимо уделять пристальное внимание разработке эффективной стратегии управления развитием учреждения, учитывающей не только тенденции отраслевого окружения, ключевые движущие силы отрасли, но и потребности потребителей, а также преимущества других игроков рынка. Сложные условия предопределяют изменение подходов к оценке и прогнозированию динамики внешнего окружения и внутренней среды вуза, которая предшествует разработке стратегии развития.

Таким образом, для того чтобы в долгосрочном периоде оставаться конкурентоспособным, вузу необходимо разработать и применять такую модель стратегического управления и инновационного развития, которая позволит реализовать задуманную стратегию, проводить систематический мониторинг макро- и микроокружения и адаптироваться под изменения факторов внешней среды[4].

Если в вашем ОУ нет четких и понятных бизнес-процессов (а Если у вас все как-то так, то никакая erp-система вам в вузе не нужна.

Любая корпоративная информационная система имеет в качестве фундамента справочные данные, содержащие информацию по структуре и обеспечивающие функционирование остальных подсистем. Контекстная диаграмма, глобально описывающая процесс формирования структуры данных по учебной деятельности, представлена на рисунке 1. Контекстная диаграмма процесса формирования структуры данных по учебной деятельности Для обеспечения основных бизнес-процессов вуза, которые, прежде всего, связаны с учебным процессом, выделим функциональные подсистемы модули , которые используют информацию по структуре в качестве единых справочных данных: Оперативное управление данными справочниками должна выполнять служба управления учебной деятельностью учебный отдел или учебно- методическое управление.

Это обосновывается спецификой информации — она должна заноситься централизовано и быть актуальной для всех подразделений вуза. Организация данного процесса позволит предоставлять для заинтересованных служб и разрабатываемых функциональных подсистем информацию по структуре вуза, базовые справочные данные. Централизованное ведение информации обеспечивает целостность и актуальность данных, исключает дублирование и необходимость процессов синхронизации информации в подразделениях и задачах вуза.

Общий вид разработанной иерархии выполняемых функций показан на рисунке 2. Управление учебными планами. Данные учебного плана необходимы для всех учебных подразделений вуза и подразделений, связанных с учебным процессом. Они являются основой не только для оперативной работы по учебным планам, но и таких задач как формирование рабочих графиков учебного процесса, составление расписания занятий, управление успеваемостью студентов.

Иерархия диаграмм процесса формирования структуры данных по УД В сложившейся практике учебные планы формируются на кафедрах. При этом в ходе учебной деятельности кафедры могут производить некоторые корректировки учебных планов.

Управление процессами в вузе

Система бизнес-моделирования и управления эффективностью"Бизнес-инженер" Система Бизнес-инженер — профессиональное программное средство бизнес-моделирования, разработки регламентирующих документов и управления эффективностью организации. Бизнес-инженер поддерживает полный цикл бизнес-анализа и проектирования деятельности организации - от разработки стратегических целей и ключевых показателей до построения оптимальных бизнес-процессов и организационной структуры, их поддерживающей.

Мы предлагаем, как базовые курсы обучения, так и специализированные, а также курсы, которые могут быть адаптированы под конкретные цели и задачи ВУЗа. Также возможна разработка новой функциональности в системе Бизнес-инженер под индивидуальные задачи и потребности. Корпоративное обучение рабочие сессии Большинство из предлагаемых УЦ БИТЕК базовых программ проводятся в корпоративном формате и могут быть адаптированы к специфике организации.

Также мы можем разрабатывать индивидуальные программы обучения согласно техническому заданию.

Моделирование бизнес-процессов современного вуза на основе информационных технологий Текст научной статьи по специальности « Народное.

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке"Файлы работы" в формате Под моделированием бизнес-процессов понимается эффективное средство поиска возможностей улучшения деятельности компании. Возможность предвидеть и минимизировать риски, возникающие на различных этапах реорганизации деятельности компании. Государственному ВУЗу формируется план приема по специальностям, определяется в лицензии максимальная численность студентов и устанавливаются государственные образовательные стандарты, которые лежат в основе образовательных программ, подлежащих обязательной государственной сертификации.

Утверждение ректора, инспекции, отчетность, согласование многих вопросов — дополнительные этапы, ограничивающие свободу КрасГАУ. Рисунок 1 — Модель основного бизнес-процесса КрасГАУ Главная задача КрасГАУ — эффективно осуществлять подготовку дипломированных специалистов высшей квалификации в жестком соответствии с лицензией и государственными образовательными стандартами, выполняя в то же время все плановые объемы научных исследований.

Профиль магистратуры"Моделирование и оптимизация бизнес-процессов" в вузах России

.

ской модификации сбалансированной системы показателей (ССП) вуза в перспекти- вах"Потенциал" -"Бизнес-процессы" -"финансы".

.

Что такое бизнес-процесс в 1С: предприятие 8?

Categories: Без рубрики

Узнай, как мусор в голове мешает людям эффективнее зарабатывать, и что можно сделать, чтобы избавиться от него полностью. Кликни тут чтобы прочитать!